Ресурсы‎ > ‎Cтатьи‎ > ‎

Виртуальный класс для группового обучения и управления знаниями

Отправлено 17 июн. 2012 г., 18:35 пользователем   [ обновлено 14 авг. 2012 г., 13:03 ]
Автор В.Наумов


Монолог или полилог?

Виртуальный класс (v-room) на ниве отечественного e-learning все еще расцениваeтся главным образом как инструмент проведения лекций, семинаров и учебных видео-конференций. Его использование сопровождается рядом мифов, один из которых гласит: «Участники виртуального класса по преимуществу пассивны. Максимум, на что способен такой класс — дать возможность удаленным слушателям задать вопрос ведущему и получить импровизированный ответ». Разумеется, в рамках ДО виртуальный класс незаменим как инструмент проведения традиционных и с элементами беседы лекций, классических учебных семинаров, ценность которых, впрочем, бессмысленно замалчивать.

Безусловным преимуществом традиционных монологических лекционно-семинарских занятий в v-room является возможность их проведения на практически неограниченную количественно и географически аудиторию. Слушателями виртуальной лекции одновременно могут быть сотни и даже тысячи человек.

Годятся ли виртуальные классы для проведения актуального сегодня активного обучения, более того, полноценных тренингов, группового и взаимного обучения? И даже для управления знаниями?

Сегодня уже накоплен определенный опыт проведения занятий в виртуальном классе, позволяющий ответить на этот вопрос утвердительно. В v-room возможно проводить групповые интервью и круглые столы, брейнсторминги и коллективные решения кейсов, обучать принятию решений, вести дискуссии и мастерские будущего, обучать методом проектов и др. В этих условиях ведущему отводится роль тренера-фасилитатора, если угодно, повивальной бабки новых знаний, появляющихся в ходе группового взаимодействия всех участников. Использование технологий тренинга и фасилитации, адаптированных или специально созданных для обучения в виртуальном классе, позволяет в максимальной степени использовать его образовательный потенциал.

Работа «в формате» on-line собраний

Под собранием мы будем понимать коммуникативные мероприятия, прежде всего в форме устного общения, между несколькими участниками, объединенными одной целью. Наличие такой цели, обсуждение общей для коммуникатнов проблемы, единая тематика разговора позволяет говорить о групповом взаимодействии. Внешняя близость такого взаимодействия к обычным собранию или совещанию подспудно обеспечивает приобретение обучаемым навыков делового общения.

В общих чертах типичная групповая работа обучаемых или экспертов в виртуальном классе имеет несколько формообразующих целей. Эти цели могут быть иерархически организованы: достижение цели более высокого уровня подразумевает выполнение задач предыдущих уровней. Таким образом, в зависимости от маршрута достижения таких целей мы можем получать разные формы учебного группового взаимодействия (табл.).

Таблица. Формы группового взаимодействия в виртуальном классе

  № п/п   Цель     Содержание взаимодействия   Форма взаимодействия 
 1Установление фактов  Собирание фактов, их описание   Групповое интервью
 2

  Выявление оценок и мнений о фактах  Высказывание субъективных мнений по поводу собранных фактов, их оценка (диагноз)   Интервью-дискуссия
 3  Продуцирование идей (поиск решений)  Коллективный поиск нескольких решений определенной проблемы   Брейнсторминг    
 4  Принятие решения  Принятие определенного решения, удовлетворяющего всех участников   Принятие решения

Высшая (№ 4) из приведенных в таблице форм включает в себя все предыдущие, брейнсторминг (№ 3) также требует предварительного выявления предмета обсуждения ― фактов (№ 1) и их оценки (№ 2). Таким образом, базовые формы групповых занятий в v-room иерархически организованы.

Некоторые ограничения и вытекающие из них возможности


Групповой формат взаимодействия в рамках виртуальных сессий, в отличие от лекций и традиционных семинаров, накладывает определенные ограничения по количеству участников. Их число должно быть относительно не велико. Для достижения должной групповой динамики и усвоения содержания учебного материала, обеспечения обратной связи тренером и контроля за ходом коммуникации в подобных сессиях должно участвовать от 4 до 12 человек, оптимальное же число 4–8 участников, включая ведущего и его помощника.

Эмпирически установленная продолжительность учебного занятия в виртуальном классе ― от 20 минут до 2 часов. Разумеется, чем сложнее тип взаимодействия, тем больше времени оно потребует. В силу этого на обсуждение в рамках одной виртуальной сессии следует выносить небольшое количество вопросов, а лучше всего ограничиться одним, что вполне вписывается в практику практикоориентированного обучения. Кроме того, по одной и той же учебной теме может быть последовательно проведено несколько виртуальных сессий, к примеру, первая из них будет посвящена групповому интервью и оценке обсуждаемыми фактов или мнений (интервью-дискуссия). Вторую сессию можно посвятить продуцированию идей (брейнсторминг), а третью ― принятию решения.

Более того, последовательное проведений он-лайновых сессий, посвященных одной проблеме, «снизу вверх»: групповое интервью + интервью-дискуссия + брейнсторминг + принятие решения — представляет собой одни из возможных механизмов для реального воплошения

принципов конструктивизма и иных процессов коллаборативного обучения;
важных процессов управления знаниями. В этом случае участниками виртуальных сессий должны выступать либо только эксперты, либо эксперты будут модерировать общение «неэкспертов».
Когда какое мероприятие уместно?

Групповое виртуальное интервью в рамках корпоративного обучения или управления знаниями уместно проводить в самом начале обучения с целью выяснения индивидуальных мотивов участников, их практических ожиданий от рассмотрения того или иного материала, выявления трудностей, базового уровня подготовки, формирования индивидуальных целей входе взаимодействия. Относительно краткосрочные интервью будут эффективны также для получения от сотрудников обратной связи о сообщаемой им в очной или дистанционной формах информации.
Брейнсторминг окажется эффективен при решении в рамках корпоративного обучения или УЗ реальной производственной проблемы или ее виртуальной симуляции. Здесь важно обеспечить высказывание и сбор максимально большого количества идей касательно одной условной или реальной проблемы. В процессе такого обмена закладываются условия для взаимного обучения: каждый из участников может сопоставить свою позицию с чужой, обогатиться знанием альтернативных решением, уточнить или изменить свою точку зрения.
Групповое принятие определенного решений на платформе v-room должно опираться на групповую оценку обсуждаемых фактов, полученную во время интервью-дискуссии. В противном случае едва ли удастся отбросить одни решения и объединить другие, чтобы прийти к консенсусу. В итоге результаты общения «повиснут в воздухе» и едва ли будет выработана программа будущих практических действий.

Рефлексия в v-room

Польза от любой из форм (см. табл.) группового учебного обсуждения может быть сведена на нет, если каждый из его участников не сумеет зафиксировать два обстоятельства:
  • что нового я узнал(а) в ходе виртуальной сессии от своих коллег;
  • что изменилось в моих представлениях (знаниях, взглядах) в результате групповой работы (под влиянием других участников).
Подобного рода информацию ведущий может получить на основе группового интервью или интервью-дискуссии. Ответы на данные вопросы мы вправе рассматривать как простейшие процедуры, обеспечивающие взаимное обучение участников виртуальных сессий.

Что осталось за кадром

Опыт проведения виртуальных сессий во всех названных выше формах свидетельствует о том, что v-room является инструментом, позволяющим осуществлять эффективное групповое взаимодействие и в корпоративном, и в открытом форматах обучения, а также в вузах. Об этом свидетельствуют и отзывы их участников, в том числе и нескольких десятков специалистов по дистанционному обучению из пяти государств СНГ, Латвии, Литвы, Пакистана, Франции, Эстонии и Южной Кореи.
В ближайшей перспективе мы намерены продолжить испытания возможностей v-room для проведения ролевых игр, решения кейсов, реализации элементов обучения на основе метода проектов, а также совместного создания и редактирования мультимедийного контента.
Comments